ПОЛЯ
Маленькие поля слева говорят о бережливости, мелочности, склонности к семейной жизни, широкие поля — о деятельности и отсутствии мелочности в характере. Слишком широкие поля — свидетельство щедрости, расточительности, хвастовства, стремления к оригинальности, а также к роскоши и блеску. Кроме того, это говорит о фамильной гордости, светских привычках и манерах.
Если левый край поля постепенно расширяется, то это также свидетельствует о щедрости и расточительности, стремлении к бережливости, только с обратным результатом.
Левое поле сужается — эгоизм, бережливость, доходящая до скупости; самообладание.
Широкий, размашистый почерк, с правой стороны «сжатый» и «свешивающийся», говорит об отсутствии логики, о ложном взгляде на вещи.
«Растрепанный» почерк — это беззаботность, беспечность, деятельность и расточительность.
НАПРАВЛЕНИЕ СТРОК
Прямые, ровные строчки говорят о спокойствии, об уверенности человека в себе, о наличии у него силы воли, о сильно, развитом чувстве долга, а также о рассудительности и доверчивости. Строчки, имеющие тенденцию подниматься, восходящие строчки — свидетельство честолюбия, тщеславия, храбрости и решительности, сознания собственной силы, а также деятельности, самоуверенности и стремлении к успеху.
Строчки, идущие книзу, — наоборот, говорят о том, что перед нами безынициативный человек, апатичный, пессимист, он с недоверием относится к себе, скорее всего, он сентиментален и неудачлив.
Волнообразные строчки — свидетельство хитрости, изворотливости, стремления ко лжи, но и коммерческих наклонностей.
Если строчки сначала восходят, потом опускаются, то это говорит о непостоянстве характера, нетерпеливости — перед нами человек, который берется сразу за несколько дел и не оканчивает ни одного, он часто испытывает разочарование; успех не сопутствует ему.
Строчки, которые сначала опускаются, а потом поднимаются, характерны для человека самоуверенного, который неохотно берется за дело, но, начав, доводит его до конца, а потому добивается успеха.
Каждое следующее слово начинается выше окончания предыдущего — деятельность, но неуверенность в себе, сильно развитое чувство долга.
Большие пробелы на концах строк как способ избежать переноса слов — осторожность,
2 доходящая до трусости.
Заполнение строк до конца, сжимая буквы, — свидетельство того, что у человека есть потребность высказываться, делиться чувством, и в то же время он испытывает бессознательный страх быть непонятым и не получить сочувствия.
НАКЛОН БУКВ
Сильный наклон, почти лежащие буквы — свидетельство несдержанности, вспыльчивости, сентиментальности, это увлекающаяся и обидчивая натура.
Наклон в разные стороны говорит о капризном нраве, о неуверенности и нерешительности, о разладе с самим собой, о борьбе чувств и разума. Но человек с таким почерком, скорее всего, обладает чувством юмора.
Почерк беспокойный, с постоянно изменяющимися по величине и наклону буквами, направлениями строк имеют обычно люди деятельные, нервные, постоянно испытывающие беспокойство.
Типы почерка:
Мелким почерком обычно обладают люди наблюдательные, спокойные, даже хладнокровные, скрытные, при этом остроумные, склонные заботиться о других.
Круглый почерк, как правило, принадлежит людям гордым, самолюбивым, предприимчивым, решительным, стремящимся к господству.
Узкий почерк — это сдержанность, скрытность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности. Люди с таким почерком часто боятся потерять состояние, утратить благополучие.
Широкий почерк — ум, энергия, общительность и беззаботность, даже беспечность; щедрость и расточительность.
Если человек пользуется перьевой ручкой, то по нажиму пера тоже можно сделать некоторые выводы. Сильный нажим говорит о строгом взгляде на жизнь, написание без нажима — о бесхарактерности, излишней чувствительности, уступчивости. Такой человек осознает, что не понят окружающими.
Беглым и размашистым почерком обладают люди предприимчивые, деятельные, при этом любознательные и веселые, часто фантазеры.
Дрожащий, угловатый почерк говорит о нервности, трусости, неуверенности и нерешительности. Так пишут обычно обидчивые люди, склонные к беспричинной печали.
Сильно угловатый — резкость характера, эгоизм, упрямство.
Беглый и «сухой» почерк бывает у людей умных и сдержанных; излишне витиеватый — у тщеславных, любящих внешний блеск, но которым свойственно чувство неудовлетворенности.
Простой, разборчивый почерк говорит о предусмотрительности, уме, благоразумии, самостоятельности, о решительности и уверенности в делах. Человеку с таким почерком обычно сопутствует успех.
Неразборчивый, очень неправильный почерк характерен для людей нервных, беззаботных, склонных к сумасбродству.
Очень неразборчивый почерк говорит о непроницаемости, загадочности, о невозможности характера. Человек с таким почерком редко выходит из себя.
Красивый, каллиграфический почерк характерен для людей бесхарактерных, несамостоятельных, всегда находящихся под чужим влиянием.
ПОДПИСЬ И РОСЧЕРК
Если человек, подписываясь, ставит только одну свою фамилию, то это говорит о его скромности, учтивости, но часто и о бесхарактерности. Если к фамилии прибавляются росчерки, то это свидетельство тщеславия, гордости, самолюбия, сознания собственного достоинства.
Фамилия, только подчеркнутая, — ложное самолюбие, преувеличенное самомнение, богатое воображение.
Подпись, оканчивающаяся острым штрихом и точкой, говорит о недоверии и осторожности.
Крючок впереди и после подписи — свидетельство большого недоверия, подозрительности.
Многократный росчерк означает решительность, склонность к сумасбродным поступкам, иногда безумие.
Сжатый и «скрученный»росчерк — правдивость, любовь к ясности.
Волнообразная черта в подписи может означать чувственность, иногда талантливость, скорее всего, перед нами увлекающаяся натура.
Подпись с зигзагами с острыми углами говорит о непреодолимой энергии.
Росчерк, оборачивающийся вокруг фамилии, — свидетельство скрытности и эгоизма.
Хвостообразныйросчерк говорит о подлости, страсти к сплетням и интригам.
4
Углы и дуги. Одни и те же буквы, например "п", "т", "ш", можно писать или округло, или угловато. Если восходящие и нисходящие штрихи будут соединяться кривыми округлыми линиями, то почерк можно назвать круглым; напротив, если эти штрихи везде пересекаются под углом, то почерк называется угловатым.
Замечено, что у людей, склонных смягчать противоречия, идти на компромиссы, отсутствуют угловатости в рисунках букв. Это свидетельствует о мягкости и миролюбии. Закругленное письмо у мужчин говорит о том, что обладатель может приспосабливаться к любым условиям, любит посплетничать, стремится к многолюдному веселью, теряет чувство меры, когда успех способствует ему.
Угловатый почерк позволяет предположить в пишущем упрямство, неуступчивость, требовательность, резкость. Умение энергично и напряженно работать, удивительное самообладание, выносливость этих людей по отношению к физическим и моральным страданиям доходит до крайнего предела. Показателен остроугольный почерк Бисмарка, угловатый — Распутина. Заостренное написание у женщин — их повышенная активность.
Аркадический (т.е. правоокружный) и гирляндический (т.е. левоокружный) характер письма. Если буква "ш" начертана, как "т", дуги обращены своей выпуклостью к верхнему краю страницы, буквы соединены наверху — это аркадическое письмо, которым обладают лица, склонные к фантазии, романтичные натуры.
Если буква "и" начертана как "п", дуги обращены своей выпуклостью к нижнему (пишущему) краю страницы, буквы соединены внизу, напоминая гирлянду, — это гирляндический характер письма. Его обладатели неразговорчивы, склонны к заострению отношений.
Если буквы выполняются как левоокружными, так и правоокружными движениями, то пишущий человек настойчив в достижении цели, но не "дальнозоркий". Он идет к цели не самым простым путем, а выбирает его без особых раздумий.
Анализу графолога подлежат отдельные буквы: бывают открытые сверху гласные (добродушие, доверчивость, деликатность; развитая способность сочувствовать; неумение обрывать отношения), открытые снизу гласные (лицемерие, лживость), закрытые гласные (замкнутость).
Преувеличенный размер прописных букв означает настойчивое стремление к самостоятельности, независимости в области мысли, стремление к выявлению своей личности.
Если в письме присутствует написание одновременно двух букв в результате своеобразных связей, то это человек логического мышления, предприимчивый.
Также почерк можно охарактеризовать по длине петель у таких букв, как "у", "р", "д". Различают длинные (неумение логически мыслить) и короткие (нелюбовь к лишним разговорам, лаконизм в деле, умение не высказывать своих мыслей) петли.
5
Стилизованный почерк (буквы отличаются фигурностью рисунка, в начертании видна гармоничность) говорит о богатой образной памяти.
Почерки различают по конфигурации слов: увеличивающиеся к концу слова (доверчивость, искренность, сентиментальность), клинообразное окончание слов (хитрость, скрытность), укра-шенность слов (мелочность, болтливость, воображение, самодовольство, щеголеватость).
Присутствие петель, завитков, различных крючков в письме и рисунке почерка говорит об изворотливости в области мысли, предприимчивости.
Знаки препинания. Если знаки препинания поставлены аккуратно, точно, то это человек аккуратный, точный, осмотрительный. Густые, жирные знаки указывают на чувственную возбудимость. Злоупотребление знаками препинания наблюдается у подозрительных, страдающих навязчивыми идеями людей.
Подпись. Подпись без росчерка говорит о высоком уровне культуры, вкусе. Прямой росчерк указывает на энергичность, решительность, смелость; росчерк падающий, волнистый — на дипломатичность; росчерк в виде зигзагов — на энергию, деятельность.
Подчеркивание подписи — развитое чувство собственного достоинства.
Центробежное направление подписи — честолюбие.
Подпись, кончающаяся точкой, — склонность к самоанализу.
Темперамент и почерк. Интересна связь между темпераментом и почерком, которую исследовал графолог Моргенштейн.
1. Личность сангвинического темперамента обладает разорванным, наклонным почерком с рез
кими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).
кими штрихами. Он подвижен, красив (Лермонтов).
2. У флегматической личности буквы жирные, местами утолщаются, а иногда делаются тон
кими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, калли
графические (Крылов).
кими, неодинаково расстояние между буквами, они могут быть вытянутые, украшенные, калли
графические (Крылов).
3. Для меланхолика характерны буквы танцующие, бледные со штрихами. Перенос слов с
большими расстояниями (Достоевский).
большими расстояниями (Достоевский).
4. Для холерика характерны завернутые, запутанные штрихи и неравное расстояние между сло
вами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий
вправо наклон (Пушкин).
вами; размазанные буквы с сильными и оригинальными нажимами, замкнутые и тесные; падающий
вправо наклон (Пушкин).
Подводя итоги, представим таблицу, в которой показана связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными особенностями пишущего человека.
Связь между графологическими признаками почерка и индивидуальными
особенностями человека
Графологический признак | Индивидуальные особенности |
Строки: прямые | Уравновешенность, сдержанность, последовательность |
волнистые | Гибкость, пластичность, демократичность |
параболические | Импульсивность, нетерпеливость, горячность |
поднимающиеся вверх | Энергичность, честолюбие |
Наклон: нормальный (вправо) | Дисциплинированность, исполнительность |
вертикальный | Сдержанность, самообладание, выносливость |
опрокинутый влево | Своенравность, упрямство, скрытность |
разнотипный (разные наклоны) | Капризность, аффективность |
Буквы: преувеличенный размер прописных букв | Честолюбие, самоуверенность, самостоятельность |
то же в соединении с украшенностью | Тщеславие |
сжатые, низкие, короткие | Упрямство |
поправка букв и слов | Мнительность, недовольство собой |
круглые | Миролюбие, общительность |
Угловатые | Упрямство, требовательность |
Подпись: без росчерка | Простота, скромность |
росчерк, падающий, волнистый, в виде зигзагов | Энергичность, активность, целеустремленность |
подчеркивание подписи | Чувство собственного достоинства |
снизу вверх | Честолюбие |
заканчивается точкой | Склонность к самоанализу, повышенная требовательность к себе |
Тест для графологической экспертизы почерка Для него можно использовать почерк любого человека (не менее 20 строк).
1. Размер букв: очень маленькие — 3 балла; маленькие — 7; средние — 17; большие —
20.
20.
2. Наклон букв: левый — 2 балла; легкий влево — 5; правый — 14; резкий вправо — 6.
3. Направление почерка: строчки ползут вверх— 16 баллов; строчки прямые— 12; строч
ки ползут вниз — 1.
ки ползут вниз — 1.
4. Сила нажима: легкая — 8 баллов; средняя—15; сильная — 21.
5. Характер написания слов: склонность к соединению — 11 баллов; склонность к отде
лению — 18; смешанный стиль — 15.
лению — 18; смешанный стиль — 15.
6. Общая оценка: почерк старательный, аккуратный — 13 баллов; почерк неровный, не
которые слова трудно прочесть — 9; почерк небрежный — 4.
которые слова трудно прочесть — 9; почерк небрежный — 4.
7. Форма букв: округлая — 9 баллов; бесформенная — 10; угловатая — 19.
Оценка результатов:
38—50 баллов. Чаще всего это пожилой человек; 51—63 балла. Робкие, пассивные, флегматичные люди; 64—75 баллов. Люди нерешительные, мягкие; 76—87 баллов. Прямые, открытые и откровенные люди; 88—98 баллов. Люди инициативные, решительные, практичные;
99—109 баллов. Люди вспыльчивые, обидчивые, но одаренные и склонные к творчеству; 110—121 балла. Чаще всего это люди недисциплинированные, расхлябанные.
1 Графологическая экспертиза
Почерк оценивают по трем графологическим категориям: геометрической выдержанности; гармоничности; графологичности письма.
1 .Степень геометрической выдержанности письма (ровность линий строк и полей, равномерность интервалов между строками и словами, равносильность нажима и общая выдержанность письма) определяют степень волевого развития человека и запаса нервно-психической энергии, трудоспособности. Ровность линий строки, равномерность нажима указывают на выдержанность и равномерность прилива энергии, известную уравновешенность натуры. И наоборот, неровность строк, импульсивность нажима указывают на условную работоспособность, проявляющуюся отдельными вспышками.
2.Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетании составных элементов письма, указывает на степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культуры человека.
3.Степень графологичности письма, т.е. отклонения от безукоризненного каллиграфического почерка, определяет степень самобытности личности, личной инициативы, степень разнообразия (или однообразия) психических проявлений личности. И чем ярче выражены эти отклонения, чем больше пишущий вносит в почерк своего, оригинального, тем больше мы имеем права думать, что человек в любой области своего проявления — материальной или духовной — не довольствуется одним только приспособлением к условиям своей деятельности, а стремится внести в жизнь что-то свое, новое и оригинальное. Каллиграфический почерк безличен.
Мы не заботимся о рисунке букв сознательно, но подсознательно мы его выбираем. Стремясь к одним формам и избегая других, мы выдаем тем самым себя — свои вкусы, предпочтения, свой стиль.
Тут и работает закон обратной связи. С одной стороны, наши индивидуальные особенности как бы диктуют подсознательный выбор рисунка букв, с другой — некоторые геометрические понятия превратились в символ, к которому мы можем как-то относиться, принимая или отвергая его. "Острые углы" надежно ассоциируются с упорством, резкостью, неуступчивостью. Если упорство и резкость нам неприятны, мы будем избегать в письме острых углов.
Нажим. У человека устойчивого в проявлении своих чувств, уравновешенного, с равномерным приливом энергии подобная равномерность будет присутствовать во всех движениях (походке, жестикуляции) — неторопливых, спокойных. Противоположными качествами обладает человек, у которого порывистый почерк, мазки не равны по силе. Его деятельность и характеризуется отдельными различными по силе вспышками энергии.
2
Строки. Прямые строки указывают на уравновешенность, сдержанность, самообладание, волнистые — на дипломатичность, гибкость мышления, умение подмечать слабые стороны в людях.
Импульсивность, нетерпеливость, горячность характеризуются параболическими строками. Чувства и желания автора обычно отличаются значительной интенсивностью, заставляющей стремиться к немедленному их осуществлению. Эти люди горячо берутся за дело, часто не доводя его до конца.
Пробелы на концах строк, чтобы не переносить слов, указывают на осторожность, часто доходящую до трусости.
Поднимающиеся строки встречаются чаще всего у энергичных, деятельных, честолюбивых людей.
Наклон. Хотя в школе нас учили писать косо, т.е. под определенным углом наклона, мы видим, что каждый выбирает способ письма, который для него удобен. Для большинства почерков характерен наклон в 40—45° (косой почерк), но существуют и прямые, вертикальные почерки (90°), наклонные, иногда опрокинутые (наклон до 125°) почерки. Кроме того, существует множество переходных степеней и комбинаций этих основных форм.
Можно отметить, что у людей, пишущих прямым почерком, большая сдержанность, самообладание, выносливость, чем у людей с наклонным почерком.
Замечено, что слишком наклонный почерк (почти лежащий) — у предприимчивых, деятельных людей, которые способны легко ориентироваться в незнакомой обстановке.
Опрокинутый влево почерк возникает чаще всего в результате несоответствия личных естественных склонностей и влечений человека внешним условиям воспитания и жизни. Он указывает на своенравность, упрямство, требовательность, недоверчивость, иногда неискренность и скрытность.
Разнотипность наклона встречается у капризных, несдержанных, порывистых людей, которым свойственны обостренная нервная чувствительность, разбросанность в целеустремлениях.
Связь. Буква сама по себе не имеет никакого смысла. Только слово, состоящее из соединенных между собой букв, что-то означает.
Беглость почерка за счет рациональных комбинаций связок характеризует предприимчивого, сообразительного, энергичного человека.
Сплошная связность (все буквы связаны) указывает на предприимчивость, логику, умение критически подойти к решению вопроса.
У уравновешенного человека, умеющего согласовывать идеалы с реальной действительностью, — одинаковое количество перерывов и связей.
3
Несвязность букв говорит о мечтательности, непрактичности и неумении реально воплотить свои идеи в жизнь.
Имматериальные линии (т.е. только часть которых заметна для глаза, остальная — остается воображаемой) встречаются при беглом письме, наблюдаются в почерках высокоодаренных людей.
Штрихообразование в почерке. Если слова заканчиваются горизонтальным штрихом (особенно последние в строке), то человек недоверчив, осторожен (как бы бессознательно боится, чтобы кто-нибудь не мог на оставшемся свободном месте доставить точку или какой-нибудь другой знак, могущий изменить смысл написанного).
Загибающийся влево вниз (против направления движения) штрих указывает на эгоистичность.
Различают также загибающиеся вверх штрихи (фантазия, впечатлительность), штрихи, предшествующие словам (привычка действовать по внутреннему убеждению), преувеличенно длинные, резкие, прямые штрихи, предшествующие словам (упрямство, деспотичность), завертывающиеся в себя предшествующие штрихи (упрямство, настойчивость, неуступчивость).
Отсутствие штрихов говорит о стремлении основываться лишь на том, что доступно фактической проверке.
Примерная классификация почерков. В зависимости от высоты и ширины почерка различают почерки "мелкий", "крупный", "беглый" и некоторые другие.
Крупный и размашистый почерк указывает на склонность пишущего к выявлению своей личности. Такие люди обычно плохо мирятся с обыденными условиями жизни.
Если письмо крупное, то у человека развито чувство собственного
достоинства, он — непрактичен.
Мелкое письмо (менее 3 мм) говорит о сдержанности, расчетливости, хладнокровности, наблюдательности.
Сжатый почерк (высота меньше ширины) характеризует расчетливого, бережливого, осмотрительного человека, привыкшего к экономии. Эти черты он непроизвольно проявляет в письме, стараясь на предоставленном пространстве уместить как можно больше (поля письма будут почти отсутствовать, промежутки между словами будут крайне незначительными, последние буквы будут уменьшены и стеснены).
Нормальное письмо, которое мало чем отличается от каллиграфического, указывает на ровность поведения, общую уравновешенность, постоянство в привязанностях, взглядах. Пишущий разборчивым почерком уже тем самым проявляет внимание к окружающим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий